История предприятия

Компания "Клинская леска" образована на базе цеха лески и щетины комбината «КЛИНВОЛОКНО» и сегодня это стабильное предприятие, оснащенное современным оборудованием, использующее новые технологии и материалы в производстве калиброванной монофиламентной капроновой лески. Первый в СССР комбинат синтетических волокон «КЛИНВОЛОКНО» являлся градообразующим предприятием, кузницей кадров и флагманом отечественной промышленности. История комбината тесно переплетается с историей нашей страны. Подробная летопись предприятия «КЛИНВОЛОКНО» по крупицам воссоздана коллективом единомышленников под руководством Г.П. Савина. Представляем этот уникальный материал на нашем сайте.

Теплоэлектроцентраль (ТЭЦ) 1931-1945 годы (Г.П.Савин)

В 1930 году одновременно с началом строительства фабрики были развернуты строительные, а затем и монтажные работы по теплоэлектроцентрали (ТЭЦ) — согласно проекту, разработанному Московской организацией «Теплоэлектропроект». В непосредственной близости к ТЭЦ строилась водоумягчительная станция для приготовления умягченной воды по содово-известковому способу умягчения. Умягченная вода предназначалась для питания котлов ТЭЦ и промывки шелка в прядильном и отделочном цехах. На ТЭЦ устанавливался турбогенератор фирмы «ВУМАГ» мощностью 4000 киловатт, с отбором пара на 3 атмосферы и конденсатором на 1000 киловатт. В котельной ТЭЦ устанавливались три котла фирмы «Дюррверке» по типу Стерлинга — производительностью каждый по 25 тонн пара в час при давлении 36 атмосфер. Схемой ТЭЦ была предусмотрена редукционная установка для подпитки производства при недостатке отборного пара. Руководство строительством ТЭЦ осуществлял главный инженер «Клинволокностроя» Н. П. Тихонов. Монтажем электрической части ТЭЦ руководил А. М. Славский, который в дальнейшем стал заведующим электрической частью ТЭЦ. Монтаж теплотехнической части ТЭЦ был возложен на С.Ф.Чистякова, который после пуска ТЭЦ стал заведующим ее паросиловой частью. Работы проводились с привлечением московских подрядных организаций. Для обеспечения потребности в электроэнергии нужд освещения и электроприводов строительных механизмов и станков в период до пуска ТЭЦ был смонтирован дизель-генератор мощностью 250 киловатт, установленный в специальном здании. Монтажем и эксплуатацией дизеля руководил мастер И. Б. Качалов. В целях взаимного резервирования электроэнергии между Клинской ТЭЦ и Высоковской ТЭЦ, расположенной в 12 километрах от Клина, была сооружена высоковольтная линия электропередачи на напряжение 6 киловольт с пропускной способностью до 600 киловатт. Строительство линии проводилось наспех: деревянные опоры были выполнены из лиственных пород вместо хвойных и не были покрыты антикоррозийным составом. Забегая вперед скажу, что уже через 6 лет линия аварийно вышла из строя из-за подгнивших опор. Линия на значительной длине рухнула на землю. В течение недели круглосуточно велись работы по восстановлению поломанных опор. А вслед за этим потребовался год работы ремонтной бригады для полной замены опор и траверс на новые с предварительной пропиткой их антикоррозийными составами. На ТЭЦ монтажные и наладочные работы по турбогенератору велись под руководством шеф-монтера Ленинградского машиностроительного завода им.Кирова (бывшего Путиловского завода) А. М. Саакова, который в дальнейшем в течение многих лет осуществлял шеф-руководство ремонтными работами по турбинам ТЭЦ. Непосредственное выполнение пуско-наладочных работ по турбине было возложено на опытного мастера ТЭЦ  И. А. Качалова. Он в дальнейшем в течение многих лет руководил ремонтными работами и вырастил высококвалифицированные кадры машинистов и ремонтных рабочих. Машинистами турбогенераторов длительное время работали А. В. Крупенин, Г. В. Драбо, А. В. Федосов, И. Н. Патрикеев, С. И. Варламов, О. И. Лопатина. Первая турбина ТЭЦ была укомплектована синхронным генератором мощностью 4000 киловатт Ленинградского завода «Электросила». Монтаж электрической части ТЭЦ выполнялся Московской подрядной организацией «Электропром» Всесоюзного электротехнического объединения. Пуско-наладочные работы, а в дальнейшем и ремонтные, электрической части ТЭЦ велись собственными силами ТЭЦ под руководством способного молодого мастера Н. И. Христофорова. Прежний опыт работы в наладочных организациях позволял ему самостоятельно решать возникающие технические задачи и быть авторитетным и грамотным руководителем коллектива электриков. Работая под руководством Н. И. Христофорова, многие электромонтеры выросли до должностей начальников смен электрической части ТЭЦ, среди них: С. А. Никитин, В. П. Зотов, Д. Д. Романов, В. Д. Романов, И. Ф. Фомин. Н. И. Христофоров был сыном священника и в этом качестве не мог в то время рассчитывать на поступление в институт для получения высшего образования. Обстановка подозрительности, которая искусственно создавалась вокруг него некоторыми кругами, заставила его в конце 30-х годов уехать из Клина. В дальнейшем он стал главным инженером крупной электромонтажной организации в г.Калуге. В I квартале 1932 года турбогенератор ТЭЦ был пущен в работу, что дало возможность полностью развернуть производство вискозной текстильной нити (шелка). Начальником ТЭЦ стал А. В. Жданов, начальником электрической части ТЭЦ вначале был А. М. Славский, затем Н. М. Беляев, а потом А. А. Казымов. В 1936 году начальником ТЭЦ был назначен Н. М. Беляев. Ремонт котельного оборудования возглавлял опытный мастер К. Э. Стасюнас, которого вскоре сменил инженер П. А. Долгов — скромный, трудолюбивый человек, ставший через некоторое время начальником паросиловой части ТЭЦ. Штат дежурных теплотехников (начальников смен паросиловой части ТЭЦ) был укомплектован из числа молодых специалистов, окончивших техникумы: А. И. Михайлова, Ф. Н. Ширшова, Г. И. Чайникова, Смелкова. Длительное время старшими кочегарами котельной ТЭЦ работали Н. И. Кутин, В. С. Ратников, А. В. Крысанов и ведущий слесарь ремонтной бригады Ф. С. Мазунов. Ремонтными рабочими паросиловой части были: С. И. Подгорнов, Н. М. Шадрин, Е. Н. Титов, И. П. Фролов, П. И. Аверьянов, С. С. Радченко, С. Г. Кузнецов, А. П. Антонов, М. И. Эктов, И. И. Алешин, М. В. Метельков, И. П. Кочегаров, И. Н. Илюшин и другие. Вернувшийся из армии в 1938 году теплотехник В. И. Радченко также работал дежурным теплотехником, а в 1939 году был назначен заведующим паросиловой частью ТЭЦ, заменив на этой должности П. А. Долгова, который занял пост начальника ТЭЦ. Котлы ТЭЦ имели механизированные цепные топки, рассчитанные на сжигание кускового торфа. Кусковой, а частично и фрезерный торф доставлялся с Южно-Алферовского и Выгольского торфо-предприятий Клинского района. Доставляемый вагонами и железнодорожными платформами, торф разгружался вручную из вагонов и складывался в штабели на складе торфа. Из штабелей торф вагонетками по узкоколейным путям вручную доставлялся на нижние бункеры ленточных транспортеров эстакады и далее, по наклонной ее части, подавался в бункеры котлов. Начальниками топливоподачи работали В. Я. Скородумов, Н. И. Соколов, затем В. И. Пятенков. В целях сокращения доли тяжелого ручного труда, в дальнейшем на складе торфа были смонтированы несколько ленточных транспортеров, расположенных по фронту штабелей с торфом. Штат рабочих топливоподачи уменьшился вдвое. Зола из топок котлов выгружалась через зольные бункеры в вагонетки и вручную по узкоколейным путям отправлялась на золоотвал. Зольный подвал ТЭЦ представлял собой сильно загазованное и запыленное помещение. Служба контрольно-измерительных приборов фабрики впервые появилась на ТЭЦ. Группу КИП возглавил способный и грамотный теплотехник А. Ф. Емец. Применялись только указывающие приборы: манометры, ртутные термометры отечественного производства и немецкие газоанализаторы. Замерялись параметры давления и температуры в топках котлов, содержание кислорода и углекислоты в уходящих газах, температуры и давление пара и другие. Регулирование и поддержание установленных параметров производилось вручную. В 1936 году начальником электрической части ТЭЦ был назначен Г. П. Савин. В электрическую часть ТЭЦ помимо электрооборудования ТЭЦ входила высоковольтная часть трансформаторных подстанций, включая сами трансформаторы, а также высоковольтная кабельная сеть от ТЭЦ до подстанций и между ними. Трассы высоковольтных кабелей, уложенных в земле в 1931-33 годах, в спешке строительства не были обозначены надземными знаками и по этой причине при последующих земляных работах повреждались строителями, что приводило к аварийному останову производственных цехов. Вся ответственность за прошлые чужие ошибки в строительстве приписывалась новому руководству электрической части ТЭЦ и ему в известной общесоюзной «компании» поисков «врагов народа» грозила их печальная участь. К чести директора фабрики А. И. Полозникова следует отнести его твердую позицию защиты молодых кадров от нападок и репрессий. Немало пришлось потрудиться для выявления трасс прокладки кабелей и установки знаков, обозначающих трассы прохождения кабелей. Был издан приказ, запрещающий производство земляных работ без визы руководства электрической части ТЭЦ. Были также разработаны и внедрены деревянные конструкции коробов для защиты вскрытых кабелей, а самое вскрытие кабелей проводилось под обязательным наблюдением монтеров электрической части ТЭЦ. Необходимость периодических остановов единственной турбины ТЭЦ для промывок и ревизий приводила к останову всего производства. Останов прядильных машин, даже самый кратковременный, вызывал замену всех фильер и длительную наладку раз прерванного процесса прядения вискозной нити. Все это сопровождалось выпуском огромного количества бракованной продукции. Располагая резервом мощности в 500-600 киловатт с Высоковской ТЭЦ, приходилось во время ремонтов оставлять в работе лишь самое необходимое оборудование в цехах производства, оборудование водоснабжения, водоумягчительной станции и собственных нужд ТЭЦ. В электрической части ТЭЦ был освоен способ «переброса» нагрузки прядильных машин без их останова с системы питания от Клинcкой ТЭЦ на систему питания от Высоковской ТЭЦ. Кнопкой масляного выключателя 6 киловольт вручную отключался трансформатор, питающий прядильный цех, а другой кнопкой он мгновенно включался на систему шин, питаемую от резервного источника питания. Малейший сбой в любом звене систем электрического питания приводил к аварийному останову прядильных машин с большими убытками. Останов прядильных машин часто вызывался различными неисправностями в электрических сетях и устройствах ТЭЦ и подстанций, а также аварийными остановами самой турбины. Повышение надежности электроснабжения прядильных машин было серьезной задачей, стоящей перед руководством электрической части ТЭЦ. Эта задача нашла свое решение в 1937 году, когда руководящими работниками электрочасти ТЭЦ был создан полуавтомат, а затем и автоматическое устройство, позволявшее при отключении фидера, питавшего прядильные машины, автоматически переключать питание их на другой источник. Эти устройства монтировались под руководством способного практика С. А. Никитина, выдвинутого на должность старшего электротехника электрической части ТЭЦ. В дальнейшем на других электростанциях и в электросетях страны появились аналогичные системы автоматического резервирования. Системы эти получили название АВР — (автоматический ввод резерва) и АПВ — (автоматы повторного включения). Из литературы того времени и из известных нам схем в системе Мосэнерго подобные устройства, до появления их на Клинской ТЭЦ, отсутствовали. В 1939 году С. А. Никитин был назначен начальником электрической части ТЭЦ. Дежурными у щита электрической части ТЭЦ работали: И. П. Рыжечкин, А. Д. Денисов, Е. А. Белова, З. Межевова, Л. И. Новожилова. В ремонтной бригаде хорошо работали А. И. Калашников, Пирожков, Ф. А. Романычев, М. В. Зеленов и другие. Увеличение выпуска продукции фабрикой требовало дополнительных мощностей ТЭЦ. По разработанному проекту расширения ТЭЦ развернулись строительно-монтажные работы по установке котла № 4 и второго турбогенератора. Котел № 4 был запроектирован с камерной топкой для сжигания фрезерного торфа во взвешенном состоянии. Производительность котла составляла 30 тонн пара в час. Монтаж котла проводился подрядной организацией «Котломонтаж», под руководством прораба Н. А. Рудичева. Из работников ТЭЦ участие в монтаже котла принимал теплотехник В. Е. Климов. Второй турбогенератор мощностью 4000 киловатт с отбором пара и конденсатором на полную мощность, (производства Ленинградского завода им.Кирова) укомплектовывался синхронным генератором Ленинградского завода «Электросила» — мощностью 4000 киловатт. Вторая турбина монтировалась персоналом поставщика — Ленинградским заводом им. Кирова — под руководством прораба Н. В. Грудинина и шеф-инженера А. В. Кастнера. Работы по электрической части выполнялись собственными силами электроцеха ТЭЦ. Руководили этими работами мастер ТЭЦ  Н. И. Христофоров и автор этих строк. В начале 1938 года монтаж был закончен, котел № 4 и турбогенератор № 2 пущены в работу. Переход на параллельную работу турбогенераторов ТЭЦ в единую сеть, повысив в принципе надежность электроснабжения потребителей электроэнергии, поставил перед работниками ТЭЦ ряд сложных задач. Вопросы синхронизации генераторов, правильного распределения активных и реактивных токов, способов перевода нагрузок и другие, требовали переподготовки и повышения технической квалификации всего оперативного и руководящего состава электрической и частично теплотехнической части ТЭЦ. В процессе освоения новых условий работы были организованы курсы переподготовки, где преподавателями являлись руководители цехов ТЭЦ. После неизбежных для всего нового ошибок с аварийными выключениями процесс параллельной работы был твердо освоен дежурным персоналом, и аварийные остановы прядильных машин по причинам технических неполадок на ТЭЦ стали редким исключением. Последующие два года, вплоть до начала Великой Отечественной войны характеризовались стабилизацией работы ТЭЦ и проведением ряда мероприятий по улучшению экономических показателей работы и техническому прогрессу. Были смонтированы катионитовые фильтры для повышения качества воды, питающей котлы; была смонтирована редукционно-охладительная установка (РОУ) для улучшения пароснабжения потребителей. Однако вопросам капитального ремонта котлов, проработавших 8 лет, не уделялось достаточного внимания. Воздухоподогреватели котлов, вследствие коррозии стенок, настолько износились, что в них появились дыры, а это требовало принятия немедленных мер по заказу и замене самих воздухоподогревателей. Экономические показатели котельной снизились — не была обеспечена своевременная замена воздухоподогревателей. Это обстоятельство оказалось роковым для работы ТЭЦ в военный период, когда поступающее топливо имело высокую влажность, а заводы, изготовлявшие котельное оборудование, не работали. В первые месяцы Великой Отечественной войны, с целью выполнения решения ГКО об эвакуации оборудования в г.Кустанай, второй турбогенератор ТЭЦ — мощностью 4000 киловатт и один из котлов были демонтированы и с комплектующим электрооборудованием отправлены в г.Кустанай в сопровождении начальника ТЭЦ  П. Л. Долгова. Перед вступлением немцев в Клин, работавший турбогенератор ТЭЦ был остановлен, а действующие котлы погашены. В период оккупации Клина немцами ТЭЦ бездействовала. В январе 1942 года, после освобождения Клина от немецких захватчиков в, В.И.Радченко вернулся из г.Кустаная в Клин и был назначен начальником ТЭЦ. В течение трех месяцев длилось восстановление ТЭЦ, а также высоковольтной части и сетей трансформаторных подстанций. Строительными работами по восстановлению рухнувшего перекрытия машинного зала ТЭЦ руководил начальник строительного отдела М. И. Полянский. Работами по восстановлению паросиловой части ТЭЦ руководил В. И. Радченко. Работы по электрической части ТЭЦ и высоковольтным сетям и подстанциям велись под руководством автора этих строк и заведующим электрической частью ТЭЦ  С. А. Никитина. Высоковская ТЭЦ ожила раньше Клинской ТЭЦ. Для выявления состояния высоковольтной линии, связывающей обе ТЭЦ, и определения объема восстановительных работ автору этих строк пришлось в сопровождении мастера электроцеха ТЭЦ  В. П. Зотова пройти пешком от Клина до Высоковска. На этом пути проселочная дорога была вся усеяна разбитой немецкой военной техникой; из-под снега на обочинах виднелись замерзшие трупы немецких солдат с почему-то поднятыми вверх руками или ногами. Искореженные танки и орудия, пулеметы, пулеметные ленты, разбросанные снаряды дополняли картину полного разгрома немецко-фашистских орд, в беспорядке отступавших из Клина в направлении к Высоковску. На дороге стояли предупреждающие плакаты: «Осторожно, возможны мины!». Наши прежние личные связи с руководством Высоковской фабрики: директором А. М. Славиным, начальником ТЭЦ  И. В. Перовым и главным механиком А. Ф. Котеревым — были возобновлены. После проведения работ по ремонту высоковольтной линии передачи, Высоковская ТЭЦ начала отпускать заводу № 507 ограниченное количество электроэнергии и обеспечила электроэнергией собственные нужды Клинской ТЭЦ для ее разворота. 1 мая 1942 года ТЭЦ была пущена в работу. После пуска ТЭЦ начался успешный разворот всех производств завода № 507, но для ТЭЦ настали трудные времена. Неустойчивая работа ТЭЦ вызывалась перебоями в доставке торфа. Из-за дождливых летних и осенних месяцев кусковой и фрезерный торф доставлялся с влажностью до 55 процентов и выше. Теоретически этот торф вообще не мог гореть, но другого топлива не было. Сжигание такого некачественного топлива усугублялось аварийным состоянием воздухоподогревателей котлов. При работе с «колес» приходилось часто останавливать производственные цеха, оставляя в работе лишь такие нагрузки, как прядильные машины и отдел ксантогенирования химического цеха. Иногда причиной аварийных остановов являлись ошибки эксплуатационного персонала электрической части ТЭЦ при переключениях. Из-за отсутствия топлива приходилось взрывать заледенелые пласты сырого торфа, заглубленные в землю. На разгрузку запаздывающих железнодорожных платформ и вагонов направлялись рабочие производственных цехов и служащие управления завода. В зимние месяцы смесь мокрого кускового и фрезерного торфа смерзалась в бункерах котлов, образуя своды, мешавшие продвижению торфа в топки. Приходилось вручную баграми пробивать эти своды. В 1943-1944 годах удалось добиться поставок подмосковного угля, но из-за его высокой зольности, доходившей до 35-40 процентов и влажности, составлявшей 35 процентов, он также плохо горел в топках котлов. В 1944 году на ТЭЦ произошла крупнейшая авария: на двух котлах был допущен упуск воды, что привело к образованию на всех рядах кипятильных труб шарообразных отдулин, которые выстроились в один горизонтальный ряд на одинаковой высоте. Работа на одном оставшемся котле обеспечивала лишь ничтожную часть тепловых и электрических нагрузок производства и быта. На восстановительные работы, связанные с трудностями получения новых кипятильных труб, ушло два месяца, после чего ТЭЦ смогла вновь давать производству электрическую и тепловую энергию. В 1944 году на должность начальника ТЭЦ был назначен И. И. Калинин, а В.И.Радченко переведен на должность главного инженера ТЭЦ. В конце 1945 года начальником ТЭЦ стал вернувшейся из Кустаная П. А. Долгов, который активно включился в решение вопросов повышения надежности работы ТЭЦ и ее неотложной реконструкции.

Назад к списку



Яндекс-метрика